О фарфоре
                                                                                                                                                                 Уважаемые Покупатели! Это старая версия сайта. Для получения актуальной информации, пожалуйста, переходите в раздел Интернет-магазин!
ND Наш Дом

Все для накрытого стола.
Подарки.
Сувениры.

Стоимость
от до руб.

 Есть вопросы?
(812) 719-8494

 
Главная / О фарфоре
Фарфор принадлежит к группе материалов, именуемой керамикой, в которую входят изделия, изготовленные из глины и материалов с неорганическим содержанием. К керамике относят огромное количество различных изделий: от самых простых и грубых по текстуре таких, как обыкновенная черепица или незатейливый кафель до более сложных по текстуре – вроде гончарных изделий, майолики, фаянса, керамических изделий. Но обладателем самой совершенной текстуры среди керамики, безусловно, является фарфор, представляющий собой вершину качества и красоты в керамике.

Фарфор состоит из двух частей: основания, или тела и глазури. От других керамических изделий фарфор отличается прежде всего своей полупрозрачностью, которой он обязан особой смеси, сходной по своему составу с составом стекла и придающей фарфору гладкость и зеркальный блеск.

Существует два вида фарфора: твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор в основном производится в европейских странах. Производство мягкого фарфора занимает доминирующее место в Китае, Японии и Великобритании.
 
В Германии в основном производят твердый фарфор, основными чертами которого являются высокое содержание каолина (50%) и высокие температуры первоначального обжига, составляющие 1400-1500 градусов по Цельсию. Одновременно во время обжига частицы, образующие структуру тела, соединяются и связываются вместе, а расплавленная глазурь попадает внутрь тела фарфора, в результате чего получается необыкновенно крепкое изделие с необычайно твердой поверхностью.
Мягкий фарфор, также известный как костяной, на 50-60% состоит из костяной муки (зола от сожженных костей животных) и содержит меньшее по сравнению с твердым фарфором количество каолина. Костяной фарфор обжигается при более низкой температуре: первоначальный обжиг происходит при 1240-1289 градусов по Цельсию. Более низкие температуры обжига делают мягкий фарфор менее стойким и устойчивым ко времени по сравнению с твердым фарфором.
Бисквитным называют фарфор, который не покрывается глазурью, а просто обжигается. После обжига такой фарфор становится водонепроницаемым, однако имеет шершавую поверхность.
Фарфор способен выдерживать давление, равное 5 000 кг на кв.см. Это означает, что фарфоровая плитка площадью 2 кв.см выдержит размещенный на ней полностью загруженный железнодорожный вагон массой 10 000 кг и не сломается.
Полупрозрачнось является отличительной особенностью подлинного фарфора. И означает, что через изделие из качественного фарфора рассеянный свет будет светиться. Чем прозрачнее изделие, тем выше качество фарфора.
Несмотря на тщательные исследования и многочисленные тесты, до сих пор не удалось точно определить, поддается ли фарфор старению. Он действительно со временем не теряет таких своих качеств, как крепость, плотность, прочность, блеск и полупрозрачность, над которыми время не властно. Не подвластен фарфор и коррозии.
В составе фарфора (твердой фарфоровой массы) 50 долей занимает каолин (фарфоровый грунт) и по 25 долей – кварц и полевой шпат. В процессе перемалывания, перемешивания и плавления эти компоненты превращаются в однородную массу.
Для производства фарфоровых изделий применяются различных способы, основными из которых являются отливка, придание формы, литье и формовка. В зависимости от размера, формы и сложности изделия используется какой-то один из перечисленных способов либо их определенная комбинация. Для придания соответствующей формы плоским предметам и ободкам тарелок используют гипсовые формы, а для формирования вогнутых частей (углублений) названных предметов – специальные вращающиеся лекала. При помощи таких вращающихся приспособлений чашки обретают привычную форму, а в изделиях, имеющих углубления, формируются внутренние части. Затем такие изделия помещают в гипсовые формы для придания формы их внешним частям.

Форму полым изделиям, в числе которых чайники, чаши и кувшины, придают путем отливки. Овальная или квадратная форма придается блюдам и салатникам посредством литья (поверхностного или сплошного). Метод формовки применяется при изготовлении изделий круглой формы, а фарфоровые фигурки отливаются. Сложные изделия обычно отливают по частям, которые потом соединяются в единое целое. Например, белоголовый орел Kaizer состоит из 25 отдельных элементов, соединенных в единое целое.

Гипсовые формы также можно отливать или обтачивать. К примеру, трафареты для рельефных рисунков или лепнины, используемые в таких изделиях, как сервиз Dubarry или бисквитные вазы, вставлены в литейные формы. При литье и формовке рельеф рисунка автоматически выдавливается в гипсе, который вытягивает воду из влажной смеси, в результате чего фарфор уменьшается в объеме и легко вынимается из формы.

Перед обжигом мастера чистят фарфоровые изделия, удаляя все острые, выступающие края, как, например, швы от отливки. Обжигаются фарфоровые изделия путем нагревания до температуры, равной 900-1000 градусов по Цельсию, после чего они постепенно охлаждаются. Этот процесс позволяет снять внутреннее давление и удалить излишки воды. Изделия оставаясь пористыми, становятся крепкими и жесткими, они не смогут потерять приданную им форму. Затем при помощи сжатого воздуха из изделий удаляется фарфоровая пыль. На изделиях проставляется фирменное клеймо, после чего они отправляются в цех глазурирования – следующую ступень производственного процесса.
Тонкая жидкая глазурь аккуратно перемешивается в огромном корыте (ковше, лотке). Глазурь, по своему виду напоминающую молоко, необходимо беспрерывно перемешивать, чтобы не допустить разделения ее компонентов и образования осадка. Каждое изделие погружается в корыто с глазурью, которая покрывает поверхность изделия как порошок. Чтобы удалить глазурь с участков, которыми изделие будет в дальнейшем опираться на специальную подставку, оно вытирается влажными мыльными резиновыми полосками. Указанная подставка используется при обжиге глазурованного изделия и затем выбрасывается.
Традиционно фарфор плавно обжигается в тоннелевидных печах, приблизительная длина которых составляет 80 м. Изделия помещаются на передвижную ленту, по которой они медленно двигаются из зоны обжига в зону охлаждения. В настоящее время преимущественно используются печи Chamber Kilus, позволяющие достигнуть необходимый результат менее чем за 1/3 того времени, которое занимает обжиг в обычных печах.
Природа процесса обжига делает появление неровных пятен на фарфоре неизбежным. Из-за высоких температур обжига глазурь становится невероятно вязкой и прилипает к временной подставке, служащей для изделия опорой во время обжига, в результате чего на изделии в местах соприкосновения с подставкой остаются неровные пятна. Избежать появление этих пятен невозможно, но их можно уменьшить, для чего перед обжигом с мест соприкосновения удаляют как можно большее количество мокрой глазури. На заводах, производящих высококачественный фарфор, к числу которых относится Kaizer Porzellan, чашки, например, при обжиге помещают на подставку в перевернутом состоянии, в результате чего сама чашка покрыта ровным слоем глазури и лишь верхний край ободка чашки, которым она опирается на подставку во время обжига, слегка шероховатый. Эта незначительная неровность на небольшой части ободка является весьма незначительным изъяном, который едва ли заметен непрофессиональному глазу.
Подглазурная техника позволяет защитить декорированное (расписанное) изделие от обычного механического и химического воздействия. Сначала на однородно обожженное тело фарфора с экрана переносится рисунок. Затем для достижения желаемого цветового эффекта в глазурь добавляют соответствующие окиси металлов и жидкости. После нанесения глазури тело обжигается в течение 60-120 минут при температуре 1200-1300 градусов по Цельсию. Во время этого обжига декор как бы впечатывается в глазурь, проникает в нее, поэтому изделия получили название подглазурных.
Надглазурная техника отличается от подглазурной тем, что сначала однородно обожженное тело изделия покрывается подкрашенной глазурью, а затем уже на глазурь наносится декор (рисунок), после чего изделие обжигается. Температура обжига надглазурных изделий детерминирована температурой плавления цветов глазури, которая составляет 750-900 градусов по Цельсию и при которой цвета остаются качественными. Поскольку рисунок наносится на глазурь, такие изделия называются надглазурными.
Подглазурная техника защищает изделие от любого внешнего механического и химического воздействия на него, поскольку рисунок впечатывается под прочный и надежный (долговременный) слой глазури. Из-за того, что рисунок на надглазурных изделиях наносится на глазури. Из-за того, что рисунок на надглазурных изделиях наносится на глазурь, они более подвержены внешнему воздействию и повреждениям.
Термин «staffage» (от немецкого слова «staffieren», означающего одевать, наряжать, украшать) обозначает искусство украшения фарфора путем ручной росписи и металлической отделки (золотой, серебряной или платиновой). Обычно такие «украшательства» используют, чтобы подчеркнуть ободки и ручки предметов, входящих в столовые и чайные сервизы, а также отдельные элементы ровных или рельефных рисунков, благодаря чему форма и другие дизайнерские элементы выглядят еще краше.
Идеальная столовая посуда должна быть крепкой и гладкой, иметь водонепроницаемое покрытие и устойчивость к механическому и химическому воздействию. Фарфор отвечает всем указанным требованиям. Фарфор невозможно расколоть, разрезать, поцарапать. Он не восприимчив к кислотам и щелочам, содержащимся в бытовой химии. Было даже доказано, что фарфор обладает бактерицидными свойствами. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и не впитывает вкус или запах пищи. Все это делает хороший фарфор не только красивым, но и необычайно практичным.